Позитивное воспитание – активное чадо.
Позитивное воспитание – активное чадо.
В последнее время многие родители жалуются на своих безынициативных, ленивых, а порой и безвольных детей. Они не хотят помогать по дому, избегают уборки в комнате, школа для них – каторга, а уговоры и упреки способны вызвать лишь истерику. Что это? Наследственность, воспитание, а может плохой пример окружающих? Наверное, всего понемногу, но мы сегодня остановимся на воспитании.
Для начала вспомним что ребенок, даже годовалый, это уже личность.
У него уже проявляются черты характера, имеются свои предпочтения и часто меняющееся настроение. Только реагируют дети на разные события более эмоционально, чем взрослые. Теперь обратимся к своим переживаниям, вспомним, что мы чувствуем, когда занимаемся любимыми делами? А когда нами движет «не хочу, но надо»? Вспомнили? А теперь представьте эти чувства в красках, добавьте сюда больше эмоций и еще чувство безысходности – у вас нет выбора. Ну как? Вот что чувствуют наши дети, когда мы на них давим и заставляем что-либо делать. Негативное отношение к уборке, походу в магазин или другой работе по дому прививается нами же – родителями.
Если ребенок играет, рисует, рассматривает книгу или просто общается с другими детьми, не спешите заставлять его убирать в комнате или мыть посуду. Дайте возможность ребенку наиграться, поймите, ему сейчас интересно, он испытывает положительные эмоции. Если его попросить убрать немедленно, ребенок станет сопротивляться, не обращая внимания, на его негодование и принуждая делать уборку, мы лишь привьем ненависть к этому занятию навсегда.
Будучи взрослым, уже на уровне подсознания, он будет воспринимать такую работу бесполезной и мучительной. Ни в коем случае не бейте и не наказывайте за отказ, этим вы усугубите ситуацию и закрепите негативный отклик в подсознании. Пойдите на компромисс, предложите немного еще поиграть, а затем сделать то, что необходимо. Однако по истечении оговоренного времени, ребенок сам все должен сделать, не соглашайтесь на уговоры дать еще немного времени и не делайте все за него. К тому же, если у вас в комнате всегда порядок, посуда регулярно вымывается, ребенок сам это заметит, и со временем самостоятельно будет поддерживать чистоту.
Школа. Здесь та же тактика.
Если ребенок принес хорошую оценку, он должен получить больше позитива, чем получил бы негатива за плохую отметку. Чем больше хороших эмоций связанных со школой, тем больше желание учиться. Не читайте нотаций за плохие оценки, не произносите слов подавляющих ребенка, не упрекайте и никогда не сравнивайте его с более успешными детьми. Последним действием вы заставите его ненавидеть успешных в учебе детей и пошатнете его доверие к вам.
Скажите, что вы любите его все равно, предложите помощь, он должен знать, что вы его поддержите. Если отругали, не заставляйте ребенка сразу делать домашнее задание, этим в подсознании образуется связь занятий с негативными переживаниями и тревожным состоянием. Вместо наказания, предпочтите беседы о том, какие великолепные перспективы ожидают его при прилежной учебе.
Пусть ваши дети растут успешными старательными и счастливыми.